Что входит в понятие проблемной задолженности
Проблемная задолженность – это сумма, не уплаченная должником в установленный договором срок. Она негативно сказывается на репутации заемщика и финансовом состоянии кредитора.
Важно различать понятия проблемной и просроченной задолженности.
О просроченной задолженности идет речь, когда возникает кратковременное нарушение в графике платежей, возникшее по причине временных финансовых затруднений, либо даже заемщик просто забыл вовремя внести денежные средства.
Проблемный долг характеризуется наличием серьезных финансовых проблем, в результате которых должник теряет свою платежеспособность.
Официальная классификация задолженности по степени риска установлена Положением Центробанка №254-П от 26.03.2004г.
Согласно данному документу, ссуды подразделяются на:
- Стандартные (категория 1) с полным отсутствием риска невозврата.
- Нестандартные (категория 2) с риском потерь до 20%.
- Сомнительные (категория 3) с риском от 21 до 50%.
- Проблемные (категория 4) с риском от 51 до 100%.
- Безнадежные (категория 5) с отсутствием надежды на возврат.
Таким образом, вероятность возвращения проблемной задолженности в лучшем случае может составлять 50%, и по официальной классификации Центробанка она попадает в 4 категорию ссуд. Помимо положений ЦБ РФ, данный вопрос регулируется федеральными законами №218 «О кредитных историях» от 31.12.2004г. и №353 «О потребительском кредите» от 21.12.2013г., а также нормами Гражданского и Налогового кодексов.
Проблемная задолженность бывает двух видов:
- кредиторская;
- дебиторская.
При этом:
Кредиторская задолженность организации — это ее долги перед контрагентами, банковскими структурами, бюджетом, физическими лицами и т.д. Проблемной, чаще всего, становится задолженность по кредитам перед банками, а также за товары или материалы перед поставщиками.
Дебиторская задолженность – это долги заемщиков, покупателей и иных категорий лиц, которым были предоставлены денежные средства на определенный срок. Большая часть проблемных долгов формируется в случае, когда товары или услуги клиент получил, но расчет за них в срок произведен не был.